Орлы Байкала

В.В.Рябцев

Орлы Байкала. В.В. Рябцев


к оглавлению "Байкал. Научно и популярно"




Содержание:


КОРОТКО ОБ АВТОРЕ


РЯБЦЕВ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ. Иркутск. Специалист по орнитологии Байкальского региона, в т.ч. по хищным птицам региона. Кандидат биологических наук. Автор более 60 научных работ, Соавтор книг "Редкие виды наземных позвоночных Иркутской области", "Редкие и малоизученные позвоночные животные Предбайкалья". Руководитель проектов "Сохранение орла-могильника (Jmperial Eagle) на оз. Байкал" и "Сохранение биоразнообразия реликтовых степей Байкальской котловины".

ПРЕДИСЛОВИЕ

Более 20 лет занимаясь изучением хищных птиц Прибайкалья, я много раз сталкивался с фактами полярно противоположенного отношения к этим пернатым со стороны населения. С одной стороны - удивительная благожелательность, основанная на древнем поклонении бурят-шаманистов перед пернатыми и четвероногими (волк) хищниками, полное отсутствие гонений даже на крадущих кур ястребов-тетеревятников. С другой стороны - ярая нетерпимость ко всем обладателям "крючконосого" клюва и острых когтей, огульное именование всех их кличкой "куроеды", факты разорения гнезд, отстрела птиц, кощунственного (иначе, на мой взгляд, не назовешь) развешивания убитых орлов на деревья, прибивания их к стенам и дверям зимовий.

Благожелательность к орлам проявляют в первую очередь пожилые люди, как буряты так и представители русскоязычного населения, прожившие жизнь в Прибайкалье и за многие годы впитавшие в себя местные древние традиции бережного отношения к природе, издавна почитаемым горам, рощам, родникам, а также к священным животным. Ну а нетерпимость свойственна, прежде всего, молодежи и людям среднего возраста всех национальностей, потерявшим (или так и не установившим) глубинные духовные связи с родной землей, с природой.

Орлы издавна почитались на байкальской земле как священные птицы. Они были и остаются истинными "жемчужинами" нашей фауны, и при этом чрезвычайно уязвимы перед современным человеком и его "методами хозяйствования". На мой взгляд, убийство орла или разорение его гнезда сравнимо с разрушением архитектурного памятника, уничтожением древней рукописи или картины. Вот только если разрушенный памятник можно отстроить заново, то вымершую птицу вернуть уже не удастся.

Цель этой книги - попытаться донести до жителей Прибайкалья краткую информацию о роли, которую играл символ Орла в культуре различных народов, о исключительном значении образа Орла в древнем мировоззрении бурятского населения Байкала, познакомить с обитающими вокруг священного озера представителями "орлиного племени", рассказать о их бедственном нынешнем положении и его причинах, о предпринимаемых или планируемых мерах по спасению этих "аристократов неба".

Все описываемые мной виды орлов обитают на берегах Байкала. Еще недавно численность некоторых из них, например могильника, именно здесь была рекордно высокой. По юго-западному байкальскому побережью пролегает традиционный миграционный путь пернатых хищников, включающий также и все виды орлов. Остров Ольхон (точнее мыс Бурхан и его пещера) считается сакральным центром великого озера и при этом является центром древнего "культа Орла", местом проживания легендарного "Царя-Орла", т.е. - столицей всех Орлов мира (см. главу "Культ Орла"). До настоящего времени на Байкале лучше, чем где-либо еще в России сохранилось почтительное отношение к Орлу. Без сомнения, данная традиция заслуживает самого глубокого внимания, уважения и популяризации. Руководствуясь этими целями, я посчитал необходимым назвать книгу "Орлы Байкала", хотя в ней приведены материалы, собранные мною не только в Байкальской котловине, но также и в других районах Иркутской области, Усть-Ордынского бурятского автономного округа, Бурятии.

Следует добавить, что она написана и издана в рамках проекта автора "Исчезающие Властелины Неба. Охрана и изучение редких видов хищных птиц и сов Предбайкалья", осуществленного в 1999-2000 годах благодаря финансовой поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (конкурс Индивидуальных Исследовательских Проектов Программы по Глобальной Безопасности и Устойчивому Развитию).

При подготовке использовались иллюстраций из "Birds of Britain and Europe " (Bertel Bruun, Hakan Delin, Lars Svensson) и "Greivogel" (Benny Gensbol), а также фотографии автора. Рисунки гербов взяты из книги Владимира Лебедева "Державный орел России" (Москва, 1995).

Хочу поблагодарить А.Я.Кондратьева за рецензирование рукописи, ценные советы и замечания, А.С.Гурулева за редактирование и подготовку рукописи к печати, а также за предоставленные сведения о названиях орлов у народов Сибири, В.И.Тарасова за добросовестную и тщательную работу над иллюстрациями, И.Н.Сирохина за фотографии,

ЗНАКОМСТВО

Пожалуй, ничто так не оживляет и не украшает природный ландшафт, как силуэт летящего орла. Лишь едва заметно двигая крыльями, огромная птица подолгу играет с ветром, то, взмывая в поднебесье, то резко снижаясь. В безветренные теплые дни орел почти без единого взмаха крыльев может часами кружить в небе. Медленно описывая круги, он поднимается все выше и выше, пока не превратится в темную точку, а затем и вовсе станет, недоступен глазу.

Почти каждый человек, увидевший вблизи эту птицу, без колебания определит, что перед ним орел. Крупная величина, мощное телосложение, могучие широкие крылья, сравнительно высокие ноги в перьевых "штанах", большой крючковатый клюв, зоркий немигающий взгляд - все это создает характерный, полный благородства, "орлиный" облик. Даже "осанка" сидящего орла весьма характерна и как бы подчеркивает его "аристократизм".

Само слово "орел" является общеславянским, т.к. очень сходно звучит на всех славянских языках. Оно образовано от утраченной основы, которая имела соответствия и во многих других индоевропейских языках. В русской литературе название "орел" упоминается в "Слове о полку Игореве". Якуты называют орла "тойон" (господин), монголы и буряты - "бургэд", тувинцы - "ээир".

Люди издавна обращали пристальное внимание на этих пернатых хищников. В мифологиях различных народов мира орел - символ солнечной силы, огня и бессмертия, одно из наиболее распространенных обожествляемых животных, символ богов или их посланец. Например, в Древней Месопотамии он был символом бога войны у шумеров - Нинурты, в Древней Греции - Зевса, в Древнем Риме - Юпитера. Эта птица является важным персонажем огромного количества мифов и легенд, начиная с древнейшего из известных - шумерского мифа о Гильгамеше. В легендах многих народов Евразии и Северной Америки орел похищает (или добывает) для людей огонь. В Библии орел служит воплощением божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа, но также и гордыни. Последнему значению соответствует роль этой птицы в средневековой легенде об Александре Македонском, пытавшемся достичь неба с помощью двух орлов. Орнаментально стилизованные орлы являются деталью убранства средневековых христианских храмов, особенно романских ("орлиные капители", "орлиные кафедры"), а также литургических одеяний и предметов, в том числе и православных. В первые века христианства эта птица служила символом крещения, а также воскресения. На старинных миниатюрах в орлином облике изображался евангелист Иоанн. Орел - один из "четырех зверей Апокалипсиса".

Два наиболее распространенных мифологических символа животных - самого могучего в мире зверей - льва и самого сильного в царстве птиц - орла иногда соединялись в едином смешанном образе львиноголового орла (или орлиного льва) в мифологии и искусстве шумеров, скифов и других древних народов. Грифон (орлиноголовый крылатый лев) является основой родового герба Романовых - последней императорской династии России.

Изображения орлов венчали короны и скипетры императоров и королей, боевые инсигнии (штандарты легионов) Древнего Рима, а в качестве геральдического символа они известны еще для Древнего Шумера. Они символизируют власть, господство, прозорливость. Орел входил в государственную геральдику Древнего Рима, Византии, а в наше время изображен на гербах Австрии, Германии, Испании, Ирака, Мексики, Польши, Сирии. Родственная орлам хищник - американский белоголовый орлан - является гербовой птицей Соединенных Штатов Америки. Орел включен также в гербы многих городов Украины, Белоруссии и России - Чернигова, Белостока, Белгорода, Орла, Мценска, Якутска, Нерченска и др. Изображения орла с распростертыми крыльями венчают многие монументы, поставленные в честь знаменитых сражений -на Бородинском поле, под Тарутино, "Чесменский столп" и многие другие, а также памятники прославленным полководцам, путешественникам (например, Н.М.Пржевальскому).

Для россиян особый интерес представляет история возникновения гербового двухголового орла. Наиболее древнее из известных его изображений датируется XIII в. до н. э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев, считается гербом хеттских царей (Лебедев, 1995). Могучее хеттское государство находилось в Малой Азии. Интересно, что языки населявших его племен имели черты сходства со славянским языком. Более поздние (VII-VI вв. до н.э.) подобные изображения орла известны с территории передней Азии. Они относятся уже к Мидийскому царству. Прошли века и в 326 году н. э. римский император Константин Великий, признанный христианской церковью Святым и Равноапостольным, выбирает двуглавого орла в качестве своей личной эмблемы. В 330 г. он стал государственной эмблемой империи. Позднее последовал распад Римской империи на Восточную и Западную, а затем и падение Западной Римской империи. Восточная Римская империя стала Византией центром православия. В 1453 г. пал Константинополь, Византия прекратила свое существование. Новым духовным центом и оплотом православной церкви стало молодое Московское государство. Двуглавый орел был принят как символ преемственности Русью духовного наследия Византии. С конца XV в. он становится символом русской государственности (Лебедев, 1995). Пришедший из глубокой древности образ двуглавого орла украшает также государственные гербы Албании и Сербии.

В мировой фауне насчитывается 30-35 видов орлов. Различными систематиками они объединяются в 9-12 родов. В Прибайкалье (т.е. в Иркутской области, Усть-Ордынском бурятском национальном округе, Республике Бурятия) обитает 5 видов: беркут, могильник, степной орел, большой подорлик, орел-карлик. Они представляют два рода - настоящие орлы Aquila и ястребиные орлы Hieraaetus. Все пять видов можно встретить на берегах Байкала.

Какими же общими чертами обладают эти птицы?

Подавляющее большинство видов орлов имеет скромную неяркую - коричневую или темно-бурую - окраску оперения. Оба пола внешне очень похожи, но самки, как правило, на 20-40% крупнее и тяжелее самцов. Молодые птицы отличаются от взрослых деталями окраски. Обычно имеется несколько возрастных нарядов. Окончательный ("взрослый") орлы надевают лишь в возрасте 5-7 лет.

Все орлы - активные охотники, нередко специализирующиеся на добывании относительно крупных и сильных животных. Для этих пернатых хищников характерны прекрасные летные качества. Орлы могут не только часами парить в восходящих потоках воздуха, поднимаясь на огромную высоту (более 5 тысяч метров), но и совершать стремительные воздушные "атаки". "Пикируя" на добычу с большой высоты они развивают огромную скорость (некоторые виды - до 100-120 км/час). Для орлов характерны относительно длинные и широкие крылья с "пальцеобразно" расставленными первостепенными маховыми перьями, мощная "летательная" мускулатура.

"Орлиная охота" была бы невозможна без острого зрения, в несколько раз превышающего возможности человеческого глаза. Глаза орлов относительно размеров самих птиц очень крупные и обладают рядом анатомических особенностей. Особая вытянутая форма глазных яблок дает высокую разрешающую способность, хорошая аккомодация (наводка на резкость) достигается с помощью кольцевых мышц, позволяющих изменять расстояние между хрусталиком и сетчаткой (такой способностью обладают птицы), а также за счет изменения формы хрусталика (этот механизм есть и у млекопитающих).

Оружие всех хищных птиц - острые когти и клювы. У орлов это вооружение особенно мощное. Например, коготь заднего пальца беркута достигает в длину 6 см. Как правило, даже крупная добыча (заяц, глухарь) в считанные мгновенья закалывается когтями. Клюв же в основном используется для разделки корма. Орлы способны за раз поглощать большое количество пищи, однако в случае необходимости могут подолгу - до четырех недель(!) - голодать.

Все орлы - очень заботливые родители. Их гнезда являются одними из самых крупных (до 2-2,5 м в диаметре и 2-3 м толщиной!) и долговечных сооружений, создаваемых птицами. В отличие от соколов, гнезда орлы всегда строят сами. С момента откладки яиц и до самого подъема на крыло молодых птиц родители ежедневно приносят на гнездовую постройку свежие зеленые ветви (весной хвойные, летом также и лиственные). Считается, что они служат целям санитарии и дезинфекции - прикрывают остатки несъеденной добычи, не дают чрезмерно размножаться насекомым. Маленькие птенцы питаются самыми нежными и лакомыми кусочками очищенного от перьев и шкуры мяса, печени, а также мозгом добычи. Кишки и прочие внутренности родители всегда съедают сами. Пары орлов постоянны, большую часть года самец и самка держатся вместе. По продолжительности жизни орлы далеко превосходят подавляющее число других видов птиц.

Населяют орлы самые разные ландшафты - от лесотундр до пустынь и тропических лесов. Но для охоты им непременно нужны более или менее обширные открытые пространства. В лесной зоне это - болота, речные поймы, гари, редколесья.

"КУЛЬТ ОРЛА"

Коренные жители Сибири с древности особо выделяли и почитали Орла, а также деревья с орлиными гнездами. В мифах енисейских остяков, телеутов, орочей и других сибирских народов говорится о том, что первый шаман был рожден от Орла или же научился у него своему искусству. Изображения орла, орлиные перья являются непременной частью наряда сибирских шаманов. Например, для украшения головного убора тувинского шамана отбирались 40 больших и 20 малых перьев. Стержень каждого пера обертывался мягкой тканью и прикреплялся к околышу головного убора.

У туруханских якутов Орел не только считался творцом первого шамана, но также носил имя Наивысшего Существа или Творца Света. Его дети представлялись в образе духов-птиц, сидящих на ветвях Древа Мира, причем на верхушке находился двуглавый Орел, Господин Птиц. Якуты, как впрочем, и другие сибирские народы, связывали между собой Орла и священные деревья. Орочи почитали Орла как основателя человеческого рода, ненцы - как носителя счастья, многие сибирские народы - как дарителя огня.

Но, вероятно, наиболее важное место образ этого пернатого хищника занимает в мифологии и мировоззрении бурятского народа. По мнению многих этнографов, Культ Орла составляет очень древний пласт верований бурят, исторически связанных с байкальским островом Ольхон, так как чаще всего легенды о нем соотносятся с именно с его территорией.

Например, в одной из них говорится, что Белоголовый Орел приходится родным сыном "Хозяина" острова Ольхон - самого грозного байкальского божества, обитающего в Шаманской пещере на мысе Бурхан. По другому варианту легенды "личность орла-беркута считается священной и неприкосновенной, как потомка легендарного Эжина (хозяина) о.Ольхон - Ута Саган и его жены Саксага-саган Хатан, которые, не имея сыновей, усыновили трех беркутов.... Этим орлам, .... почитаемым как сошедшие с неба божества, приносят регулярно как родовые, так и индивидуальные жертвы". Еще одна легенда: "Чтобы спасти людей от козней злых божеств, добрые божества послали на Землю Орла. Но ему люди не поверили. Тогда Орлу было разрешено вступить в связь с земной женщиной. Только после этого люди поверили, что Орел - их защитник от злых божеств. От этого союза родился первый бурятский шаман Мэрген Хара или Бухэли Хара".

По варианту легенды, записанному П.П.Баторовым, в старину на Ольхоне жил царь всех шаманов (глава шаманской веры). Услышав о появлении далеко на юге проповедника новой религии (буддизма), он решил отправить туда своего сына, а так как путь был далек, превратил его в орла. На обратном пути орел увидел в степи павшую кобылицу. Он был голодным и уставшим, поэтому поел падали. Отведав "нечистое" орел осквернился и поэтому не смог снова превратится в человека. Он произвел себе подобных - "множество ольхонских белоголовых орлов". На Ольхоне постоянно живет царь-орел (вероятно, тот самый, что превратился из человека в орла). "Он командует всеми орлами и по паре распределяет их по разным отдаленным местам для гнездования и вывода птенцов вне острова Ольхон". Легенду со схожим мотивом записал у балаганских бурят в конце XIX века М.Н.Хангалов: если умрет один из двух орлов, то оставшийся в ту же ночь слетает на остров Ольхон, там найдет себе пару и прилетит обратно, на другой день опять будут летать два орла.

Орла именовали Большой Птицей, Князь-Птицей, и даже - Великим отцом Ольхона (т.к. в некоторых легендах сам Хозяин Ольхона является орлом). Таким образом, Орел почитался не только как сын Хозяина Ольхона (или даже сам Хозяин), но и как первый шаман, передавший людям свой сан для защиты их от злых духов.

Вот краткий перечень по обрядов в честь орла, проводимых на Ольхоне и в Приольхонье, описание которых содержится в рукописях М.Н.Хангалова:

1. Обряд, для которого ольхонские шаманы делают из березовой коры изображения трех орлов (своих предков) с жестяными клювами и ногами, к крыльям которых приклеиваются орлиные перья.

2. При совершении обряда "хуурай" Орлу и его жене из бересты делают двух орлов (самца и самку) и садят их в отдельные гнезда, устланные белой овечьей шерстью.

3. Жертвоприношение Хозяину Ольхона (кобыла, баран) и его сыну - белоголовому орлу (баран, рябчик или тетерка).

Вероятно, именно следы подобных жертвоприношений видели состоявшие на русской службе Избрант Идес и Адам Бранд. В марте 1693 г. они пересекли Байкал, направляясь с русским посольством в Китай. "Прямо у входа в их жилища - написал И.Идес - стоят вертикально поставленные шесты, на которые насажаны козлы или бараны, иногда к шестам привязаны конские шкуры".

Коллективные жертвоприношения (тайлаганы) в Ольхонском районе сохранились до настоящего времени. В 1980?х гг. мне неоднократно приходилось встречать в Приольхонье следы проведения данного обряда. При этом хозяину Ольхона приносится в жертву баран, его жене - утка, орлу (их сыну) - заяц. Баранья шкура с головой натягивается на шест, рядом на колышки насаживают тушки утки и зайца. Совершался этот обряд в окрестностях огромного и очень старого гнезда орла-могильника. Гнездившаяся здесь пара орлов вела себя доверчиво по отношению к человеку, почти во все годы моих наблюдений птенцы выращивались ими благополучно.

В конце прошлого века культ Хозяин Ольхона (и его сына - Белоголового Орла) был распространен намного шире. "Почитание бога о.Ольхон очень распространено в Кудинском ведомстве, там ему делают тайлаганы многими животными и очень чтут" писал М.Н.Хангалов, и далее: "Это такой большой бурхан, говорят буряты, что всякая живая тварь молится ему".

Полагали, что Орел понимает человеческую речь и за непочтительное отношение к нему жестоко мстит и, что человек, убивший или ранивший орла, непременно и сам вскоре умрет. Запрет убивать орла у тех бурят, которые не считали его своим предком, объясняли тем, что орел имеет сильного духа-покровителя, по-бурятски - эжина.

Образ Белоголового Орла, вероятно, имеет отношение и к солнечному культу. Люди из рода Хоро (у якутов) и племени хоринцев (у бурят) были как бы "жрецами" огня в силу их происхождения от Орла, доставившего людям огонь от солнца.

В монгольской летописи Санан сэцена говорится о том, что в 1189 г. Чингисхану, в знак подчинения бурятского народа, был поднесен орел, "доставленный из-за больших вод Байкала". Эта географическая привязка (из-за Байкала), а также связь всех "орлиных" легенд и орлиного культа с Ольхоном, позволяют предполагать, что именно с этого острова и был доставлен символический дар - божественный Орел.

А.К.Конопацкий считает, что миф о божестве-орле сложился еще у древних обитателей Байкала и спустя много веков вошел в состав шаманского фольклора бурят. Миф этот связан с издревле почитаемым местом - Шаманским мысом (местопребывание Хозяина Ольхона).

Я полагаю, что в пользу этой гипотезы говорят и приведенные выше параллели "солнечного культа" бурят и якутов и выдержка из монгольской летопись. Ведь летописная дата сравнительно близка к 10-11 векам, когда племена курыкан (предков якутов) были вытеснены из Прибайкалья прибывающими с юга монгольскими племенами. Впрочем, некоторые исследователи считают, что курыкане били предками не только якутов, но и бурят. Вероятнее всего Орлу поклонялись еще курыкане, населявшие Ольхон в 5-11 веках нашей эры, и оставившие здесь после себя каменные стены, множество плиточных могил. Интересно, что в 19 веке ольхонские буряты приписывали строительство этих памятников монголам, которые прежде якобы заселяли Ольхон, а потом удалились за Байкал.

Таким образом, коренное население Ольхона и Приольхонья уже в течение как минимум нескольких веков (а вполне вероятно и гораздо дольше) проявляет особое благожелательное отношение к орлам. Лесостепной ландшафт этих районов издавна с высокой плотностью населял орел-могильник. Другие крупные пернатые хищники - беркут и орлан-белохвост - здесь также гнездятся, но их общая численность примерно раз в 5 уступала (и уступает сейчас) численности могильника. Могильник гнездится и охотится всегда в лесостепи, и чаще всего попадается на глаза бурятам-скотоводам. Беркут гнездится и охотится в глубине лесов, орлан-белохвост - на байкальских побережьях. У беркута и орлана нет столь яркого контраста между светлоокрашенной головой и темно-бурым туловищем, как у могильника. Поэтому именно могильника необходимо считать "Белоголовым Орлом", героем приведенных в данной статье мифов. И.А.Манжигеев считает, что почитание Орла в качестве первого шамана было связано с олицетворением мощи и долговечности огромного количества орлов, обитающих на Байкале и Ольхоне. Мои многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что еще 2-3 десятилетия назад численность орла-могильника на этом острове действительно была выше, чем где-либо в Прибайкалье.


к оглавлению "Байкал. Научно и популярно"